домовой
Читаю Розова.
Натолкнулся на "революционную идею" летательного аппарата.
Летательный аппарат способный взлетать с пятачка размером в 15-30 метров представляющий из себя дикую смесь автожира и самолета. отрывается от поверхности с раскрученным ротором, потом набирает скорость и останавливает ротор.
Целых три дня думал что это может иметь право на существование. Пока не вспомнил историю вертолета.
Всю красоту идеи нарушают мелочи:
1. у современного вертолета и автожира лопасти ротора спокойно качаются в вертикальной плоскости. А в полете центробежная сила ротора и сила тяжести уравновешивают друг друга.
И это не спроста. Если почитать историю создания вертолета, то можно встретить упоминание о том что у первых моделей автожира лопасть была жестко закреплена. Вот только после нескольких аварий выяснилось, что ротор очень сильно вибрирует. И лопасть, будучи жестко закрепленной, быстро ломалась.
2. Для классического вертолета есть такая вещь как заведомо непреодолимая скорость M (точнее ее называют мю но искать в таблице символов, знак откровенно лень.) Суть с том что вертолет на скорости в половину скорости вращения ротора становится неуправляемым. потому что у лопасти движущейся назад скорость будет равна нулю. Как и подъемная сила. т.е. классический вертолет/ автожир НИКАК не сможет остановить ротор.
А Розов махнул пером и сказал, что так будет стильно модно и молодежно.
Такое имело смысл описывать для аппарата с соосным расположением роторов. Или синхрокоптера. хотя для них остается условие №1.
Впрочем несмотря на этот казус, Розов это один из немногих авторов кто хотя бы как то пытается понять материал который собирается использовать в книге.
И не дает в руки героям волшебный посох (по принципу: не поможет заклинание, так замахнуться посильнее и по голове, по голове его).
upd: рано я стал хвалить Розова. когда почти подряд встречаешь два ляпа превращающие книжку в сборник юмористических анекдотов для тех кто в теме это обидно.
первый: серийный самолет с пятикиловаттным электродвигателем. позиционируется как популярный транспорт типа велосипеда. и предлагает круитить педали. точнее там несколько устройств выработки и накопления энергии. аккумуляторы + педали + солнечная батарея.
угу. при кпд современной солнечной батареи 15%. и условии что на кв м падает 1 квт солнечной энергии. т.е. чтобы выработать 1.5 квт надо крыло площадью 10 м2. что чуть меньше чем площадь крыла планера.
следующий курьез: легкий суборбитальный самолет из стеклопластика с двумя двигателями. винтовым и реактивным. типа на высоте в 30 км нескольких тонн топлива хватит для вывода на высоту 70 км.
по большому секрету: школьный учебник физики когда предлагает рассчет количества топлива необходимого ракете для набора скорости/высоты вообще не считает что сопротивление воздуха есть.
про то что с увеличением высоты качественно увеличивается интенсивность солнечного излучения автор забыл. про то что при входе в плотные слои атмосферы космический аппарат разогревается до 10000 градусов это тоже мелочь не заслуживающая внимания
Натолкнулся на "революционную идею" летательного аппарата.
Летательный аппарат способный взлетать с пятачка размером в 15-30 метров представляющий из себя дикую смесь автожира и самолета. отрывается от поверхности с раскрученным ротором, потом набирает скорость и останавливает ротор.
Целых три дня думал что это может иметь право на существование. Пока не вспомнил историю вертолета.
Всю красоту идеи нарушают мелочи:
1. у современного вертолета и автожира лопасти ротора спокойно качаются в вертикальной плоскости. А в полете центробежная сила ротора и сила тяжести уравновешивают друг друга.
И это не спроста. Если почитать историю создания вертолета, то можно встретить упоминание о том что у первых моделей автожира лопасть была жестко закреплена. Вот только после нескольких аварий выяснилось, что ротор очень сильно вибрирует. И лопасть, будучи жестко закрепленной, быстро ломалась.
2. Для классического вертолета есть такая вещь как заведомо непреодолимая скорость M (точнее ее называют мю но искать в таблице символов, знак откровенно лень.) Суть с том что вертолет на скорости в половину скорости вращения ротора становится неуправляемым. потому что у лопасти движущейся назад скорость будет равна нулю. Как и подъемная сила. т.е. классический вертолет/ автожир НИКАК не сможет остановить ротор.
А Розов махнул пером и сказал, что так будет стильно модно и молодежно.
Такое имело смысл описывать для аппарата с соосным расположением роторов. Или синхрокоптера. хотя для них остается условие №1.
Впрочем несмотря на этот казус, Розов это один из немногих авторов кто хотя бы как то пытается понять материал который собирается использовать в книге.
И не дает в руки героям волшебный посох (по принципу: не поможет заклинание, так замахнуться посильнее и по голове, по голове его).
upd: рано я стал хвалить Розова. когда почти подряд встречаешь два ляпа превращающие книжку в сборник юмористических анекдотов для тех кто в теме это обидно.
первый: серийный самолет с пятикиловаттным электродвигателем. позиционируется как популярный транспорт типа велосипеда. и предлагает круитить педали. точнее там несколько устройств выработки и накопления энергии. аккумуляторы + педали + солнечная батарея.
угу. при кпд современной солнечной батареи 15%. и условии что на кв м падает 1 квт солнечной энергии. т.е. чтобы выработать 1.5 квт надо крыло площадью 10 м2. что чуть меньше чем площадь крыла планера.
следующий курьез: легкий суборбитальный самолет из стеклопластика с двумя двигателями. винтовым и реактивным. типа на высоте в 30 км нескольких тонн топлива хватит для вывода на высоту 70 км.
по большому секрету: школьный учебник физики когда предлагает рассчет количества топлива необходимого ракете для набора скорости/высоты вообще не считает что сопротивление воздуха есть.
про то что с увеличением высоты качественно увеличивается интенсивность солнечного излучения автор забыл. про то что при входе в плотные слои атмосферы космический аппарат разогревается до 10000 градусов это тоже мелочь не заслуживающая внимания